Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
20.08.2017, 11:05
Мама, Папа, Я -
Идеальная семья
ГлавнаяРегистрацияВходМой профиль
Меню сайта

Категории раздела
Выбираем имя ребенку [8]
Развитие и воспитание ребёнка [48]
Календарь развития, физическое развитие, развитие речи воспитание детей, и др.
Развлечения для малышей [46]
Песенки(тексты, скачать MP3), загадки, стихи, игры ...
Здоровье малыша [40]
Календарь прививок, детские болезни и их лечение
Трудный возраст [14]
Список статей раздела [5]


Главная » Статьи » Хороший ребенок » Здоровье малыша

ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ, ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ, ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ, ОСТОРО ВОЗНИКАЮЩИЕ НЕВРОЗЫ

«НАЧАЛО

«ПРЕДНЕВРОЗ, НЕВРАСТЕНИЯ, НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

Истерический невроз

Истерический невроз возникает, как правило, у лиц "эгофильного" истерический неврозтипа. Предневроз в таком случае характеризуется крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случилось, обвинять других. И ребенок гневно осуждает бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. При предневрозе, ведущем к истерическому неврозу, дети отличаются "социальным инфантилизмом": они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда "все можно", и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игнорирование понятий "надо" и "нельзя", "стыдно". Властвует "хочу!" и "не хочу!". Дети с этим предневрозом несамостоятельны и напоминают короля, который и раздеться не способен без слуг.

Однако и у этих детей есть чувство несостоятельности, поскольку низка самооценка "сегодняшнего дня" из-за ощущения ими своей беспомощности в реальной жизни. Но у них завышена установочная (из подсознания) самооценка. Кроме того, такие дети, как правило, не отличаются высоким интеллектом. Зато притязания их чрезмерно высоки. Мало того, самомнение их достигает уровня гордыни. Они подобны "надутой лягушке". Сорваться в невроз такому ребенку легко, ибо жизнь наказывает за самомнение, за чрезмерные необоснованные притязания - неудачами и презрением окружающих. И это будет истерический невроз.

Однако, пока у такого ребенка "все в порядке", пока родители ему служат, прикрывая его от требований реальной жизни, устраняя все трудности и угрозы, пока его не ушибло, пока ему хорошо, он все-таки как-то учитывает интересы других, все-таки, подрастая, понимает, что есть некие границы дозволенности и приличий, по-своему понимает, что слаб. В результате в нем имеет место конфликт высокого и низкого мнения о себе, конфликт между "хочу" и "надо, нельзя, стыдно". Временами он осознает свою эгоцентричность, осознает, что в чем-то перегнул палку, что был не прав. Он контрастен: то нестерпимо эгоистичен, то добр; то чрезвычайно требователен, то уступчив; то высокомерен, то уничижает себя. Главное же, что и у него есть чувство достоинства, ущемленное на этапе предневроза ощущением своей несостоятельности в реальной жизни. И он страдает от этого. У него конфликт гордыни, высоких притязаний и страха перед жизнью, неверия в свои собственные силы. Он противоречив, и в нем идет внутренняя борьба, борьба между "не хочу", но "надо", между "хочу", но "нельзя", "стыдно". И до возникновения психической травматизации он как-то лавирует.

Острая психическая травматизация для такого ребенка - все, что конфликтно противоречит "хочу" или "не хочу". Это резко возросшие требования к нему, когда с его "хочу" или "не хочу" перестают считаться и эгоцентризму дают бой (ясли или сад, школа, встреча со сверстниками, когда вместо безоговорочно удовлетворяющих все его требования родителей он сталкивается с требующими от него); это жизненные трудности, когда уже не до его желаний и капризов, когда условия его жизни ухудшаются; это суровое наказание, что для такого ребенка ошеломительно: "Кого наказали, меня?!"; это бескомпромиссное разоблачение его неправоты, что воспринимается как ужасающая несправедливость. Тогда ребенок отбрасывает "надо", "нельзя", "стыдно", кончаются колебания, исчезают проявления внутреннего конфликта. Теперь он безраздельно эгоистичен. Однако подобное надо объяснить себе и другим. И возникает психологическая защита в форме "бегства в болезнь", "инвалидной реакции". Ведь инвалиды имеют право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни.

И он защищается поведением, которое принято характеризовать как идущую из древности форму приспособления слабых. Из этологии известно, что животные, неспособные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть и хищник не видит их, поскольку они неподвижны, или отказывается от "мертвого". Иногда животное, почувствовав опасность, начинает неистово метаться. Проявляется так называемая двигательная буря, и в итоге животное спасается, случайно найдя выход или отпугивая хищника столь бурной реакцией. При неврозах часто отмечается выход детей на древние для человека, напоминающие таковые у животных механизмы поведения. Знание этого помогает понять, почему девятимесячный несмышленыш, испытывая неудовольствие, добивается своего истерической бурей, а находясь в больнице без родителей, впадает в состояние мнимой смерти, становясь безучастным, пассивным, как бы замирая. Это очень важно для понимания истерического невроза. Именно потому, что истеричность - приспособление слабых, истерический невроз имеет место даже у самых маленьких.

При истерическом неврозе ребенок приспосабливается через удивительную способность неосознаваемого, руководящего физиологическими функциями организма, воссоздать модель любого заболевания. Ребенок перестал посещать детский сад, школу, заболев гриппом. В неосознаваемом зафиксировалось ведущее: измерили температуру, уложили в постель, захлопотали, все обязанности сняты. И вот возникла необходимость освободиться от чего-то неприятного. Неосознаваемо следует "приказ" центру терморегуляции - и температура тела повышена. "Надо" - и паралично повисает рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д. 

Но истерическое приспособление в отличие от неврастении, когда неосознаваемо хотят одного - "оставьте меня в покое", это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка - и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, - и он не ест. Ее пугает рвота - вот и она, худоба - и ребенок становится худым, в чем душа держится. В итоге от него ничего не требуют, ему служат, он получает все, что пожелает. Он истерически приспособился. Если события не повернуть вспять, так будет всегда, даже когда он станет взрослым, только сменится адресат: им могут стать муж, сослуживцы и т.д.

Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. Если врач покажет ему графики его температуры: в субботу вечером нормальная, в воскресенье вечером, перед понедельником, - высокая, 
т. е. если врач разоблачит его, к упомянутому врачу он больше не придет, ибо это "плохой и злой" врач. Часто оскорбляется и мать: "Что же, выходит, ребенок симулянт?". Он не симулянт, он болен, но, по меткому замечанию невропатолога Ж. Бабинского, "великая симулянтка" его болезнь. В литературе описан классический случай: поезд шел к фронту, в результате непрерывных рвот солдат терял вес и силы. Его переносили в санитарный поезд, идущий в тыл, и рвоты прекращались, он набирал вес и восстанавливал силы. Так повторялось много раз.

Ребенок с истерическим неврозом эгоцентричен. И таков он везде - дома и вне его. Направленный в детский сад, он не желает отпускать мать, по сути служанку, от себя, не хочет посещать детский сад и на его пороге бледнеет, у него обморок, рвота, высокая температура. В итоге он и не будет посещать детский сад.

У ребенка, страдающего истерическим неврозом, могут быть тики, но если при неврастении или при неврозе навязчивых состояний ребенок стремится их скрыть, то при истерии как раз в кабинете врача они наиболее часты. А уж как они демонстративны! Страдающий истерическим неврозом так закатывает глазные яблоки, что родители приходят в ужас. Они, разумеется, чрезмерно озабочены и повышенно внимательны к ребенку, ему все прощают, и истерическая сверхцель достигнута. Ребенок с истерическим неврозом получает льготы, послабления, а достоинство его защищено опять-таки гениальным психозащитным построением: "Я имею право на льготы, потому что я тяжело болен!".

Истерический невроз - невроз врачебной справки. Ни при какой другой форме невроза врач не дает столько справок "об освобождении от...", как при этой. Однако, если данную форму невроза не лечить, справки усиливают и закрепляют истерическую форму приспособления. Родители, не понимая сути данного заболевания, нередко приходят к врачу не столько за лечением, сколько за очередной справкой "об освобождении от...". Они протестуют против действий врача, направляющего ребенка с "истерической" температурой в школу. Но это - истерический невроз, и каждая новая льгота и поблажка закрепляют и усиливают его.

Элективный мутизм

Нередко на приеме у врача оказываются больные, обычно девочки, с элективным мутизмом (в рамках истерического невроза). Дома, с родными, такая девочка болтлива, а в детском садике молчит, и воспитатели не могут добиться от нее ни слова. Ее уговаривают, умоляют: "Ну ответь, скажи хотя бы как тебя зовут". Молчит. Это позволяет ей быть на особом положении. Ее водят только за руку. Ее знает весь персонал. Ее буквально охраняют, мать после работы стремглав мчится за ней. Если такую больную вовремя не излечить, то и в школе она также промолчит один-два года, и тогда преодоление болезни окажется очень трудным, ибо количество льгот возрастает. Девочка с элективным мутизмом не опасается контрольных опросов, сидит в сторонке. Ее оставили в покое, для нее не писаны законы, и в конце концов она способна добиться того, что вообще перестанет посещать школу, а школа в лице учительницы сама придет к ней на дом.

Остро возникающие неврозы

Острая психическая травматизация способна привести к неврозу и ребенка, у которого не было предневроза. В таком случае она потрясает ребенка до самых глубин и мгновенно изменяет его отношение к себе, к другим и к жизни. Он был уверен в себе, не был эгоцентричен, был оптимистичен и смел. Но драматическая психическая травматизация сразу же породила психологическую защиту и - сразу невроз.

Характер психической травматизации определяет в подобных случаях форму невроза. Она нестерпимо унизила, она - потрясающая неудача - и тогда имеет место неврастения; она сильно испугала, пережиты ужас, угроза жизни или благополучию - невроз навязчивых состояний; она угрожает интересам эгоцентрически воспитанного - и тогда возникает истерический невроз.

Невроз как результат одного, мгновенного удара зиждется на остро возникшей форме психологической защиты. Невроз в таком случае направлен против повторения подобного переживания. Если поэтапно развивающийся невроз - пирамида, покоящаяся на основании, то возникший мгновенно - пирамида, стоящая на вершине.

Классический пример возникновения "мгновенного" невроза - случай с ребенком, который забрался в холодильник, а дверца захлопнулась. Он бился телом о дверцу, но она не открылась. Железные стенки давили. Холод, темнота, нехватка воздуха. Он кричал до потери голоса. Он звал родных, он так верил, что они всегда спасут его, а они не услышали. И ребенок замер, сдался, психологически пережив смерть. Его нашли, спасли, как будто утешили, но ситуация зафиксировалась в неосознаваемом, и возникла установка: "Буду всегда осторожен". Он был потрясен пережитым ужасом, страхом смерти, своей беспомощностью, открытием того, что казавшиеся всесильными взрослые могут не услышать, не прийти на помощь. Возникла психологическая защита в форме "сверхзащиты". Возникли символические ритуалы, в основе которых борьба со страхом смерти, несчастного случая на уровнях неосознаваемого психического. Возник невроз навязчивых состояний.

Говоря о психической травматизации, следует заметить, что она не всегда очевидна, особенно у детей. То, что взрослым представляется чушью, у ребенка может вызвать психологический шок. Напротив, ребенок не всегда способен понять, что разыгравшееся на его глазах - трагедия. У детей свои понятия о страшном, о жизни, свои ценности. Ребенок, пробираясь в винный склад, сливал марочный коньяк в водосток, сдавал пустые бутылки и покупал мороженое; другой обменял лотерейный билет, по которому был выигран холодильник, на ежика. Малыш, видя тяжелую болезнь бабушки, берет у нее обещание, что она не умрет, и успокаивается, веря такому обещанию. А вот другой случай. Девочку несправедливо обвинили в краже, и одноклассники объявили ей бойкот. Отец решительно заявил: "Чепуха, ты не виновата и плакать нечего", отложив объяснение с учительницей на завтра, а девочка приняла смертельную дозу снотворного сегодня. У ребенка свой, очень сложный внутренний мир, и его следует понимать.

Отец злоупотребляет алкоголем. У сына невроз, и сомнений как будто быть не должно: пьянство отца - психическая травматизация, приведшая к неврозу. Но отец злоупотреблял алкоголем уже до рождения ребенка, который никогда не видел отца трезвым и полагает, что так и должно быть. Ревнивая женщина винит в неврозе ребенка мужа: "Это его похождения измучили дочь". Муж, в свою очередь, заявляет: "Ворчливость и несдержанность жены измотали меня и дочь". Но для девочки похождения отца непонятны, а мама любима. А главное, подобные распри при ней были всегда, она привыкла к ним и они ее не травмируют.

Мать может ввести в заблуждение врача, настойчиво указывая на сложные внутрисемейные отношения как на причину невроза у ребенка. С одной стороны, это более всего значимо для нее и она искренне полагает, что все это так же значимо и для ребенка. С другой стороны, осознаваемо или неосознаваемо она побуждает врача вмешаться и "призвать к порядку" мужа или свекровь, которые "довели до невроза ребенка". Однако при неврозе все сложнее.

В то же время неблагоприятная семейная ситуация может привести к хронической психической травматизации ребенка, если он тревожен, впечатлителен, чрезвычайно привязан к отцу, а в семье назревает разлад, развод. Тогда он интуитивно улавливает угрозу ранее, чем ее осознает его мать, и впадает в невроз. А мать в этом случае указывает на другие возможные переживания, опять-таки дезориентируя врача. Вскрытие же истинной психической травматизации - обязательное условие излечения невроза. И, конечно, не понимая всей сложности возникновения неврозов у детей, не предотвратить невроз у ребенка.

Нередко к неврозу приводит целый ряд психотравмирующих обстоятельств. Так, девочка шести лет, испытывающая навязчивый страх смерти матери, убегает из детского сада, едет к матери на работу в трамвае, потом в троллейбусе, чтобы убедиться, что она жива. Причины - ряд психических травматизаций у тревожной девочки, слившихся в одно острое переживание. В течение одного месяца она чуть не попала под машину и, хотя не пострадала, была испугана происшествием и яростной реакцией шофера, кричавшего на нее и угрожавшего ей; была на похоронах любимой бабушки, пережив потрясение смертью; отец, злоупотреблявший алкоголем, в ссоре грозил убить мать. Девочка столкнулась со смертью, агрессией, угрозой смерти. Все слилось в одно, непереносимое: она может потерять мать. Бабушка умерла, отец отдалился от семьи, стал как чужой. Все благополучие, безопасность этого тревожного ребенка - в матери. Возник невроз, и его корни, форма и клиническая картина понятны. И без вскрытия причин невроза его не излечить.

Как предупредить и излечить невроз

Очевидно, что невроз - это очень серьезно. Его легче предупредить, чем излечить. Однако невроз излечим, но только индивидуально, у каждого по-своему, в сотрудничестве родителей с врачом-психотерапевтом. Ознакомившись с вышеизложенным, родители будут подготовлены к такому сотрудничеству. Заметим лишь, что ребенку, страдающему неврозом, никогда не говорят: "Возьми себя в руки". Как раз этого он и не может сделать без преодоления самого невроза, и такое требование только усиливает у него чувство несостоятельности. Это то же самое, как тысячу раз сказать слабому, что он сильный, а также заявить человеку, что у него все хорошо, когда у него все плохо. Сильным от этого не становятся, а "хорошо" в таком случае воспринимается как издевательство, равнодушие или глупость.

Если ребенок тучен и его дразнят "пузо" или "тюфяк", не надо его утешать и несерьезен совет не обращать внимания на прозвище. Диетой и спортом его приводят к весовой норме, и прозвище само собой исчезает. Ребенка, ободряя, уводят от основного в неврозе - чувства несостоятельности. Упорно преодолевается отставание в обучении, укрепляются мышцы и вырабатывается ловкость. Чтобы привнести в сознание ребенка струйку гордости собой, его учат плавать и ездить на велосипеде, хорошо владеть своим телом, играть в мяч и хоккей, уметь не только то, что умеют другие, но дополнительно и еще что-то. Его учат жизни, равноправному общению со сверстниками. 

Подготовив, укрепив, обучив, его постепенно вводят в жизнь сверстников, и тогда он сам видит: он действительно сильный, у него на самом деле все хорошо. Только при соблюдении этих условий чувство несостоятельности ослабевает и в конце концов изживается. Только успехи побеждают робость. Только преодоленные неудачи и трудности ликвидируют страх неудачи, страх перед трудностями и порождают мужество и оптимизм. И, естественно, кто не способен достойно защитить свое достоинство, тот прибегает к психологической защите.

Родители детей, страдающих неврозом, нередко уповают на "гипнотизера". Но если кто-то, пусть и "гипнотизер", тысячу раз скажет слабому: "Ты сильный, ты здоров!", разве эти слова сделают из слабого супермена? Люди в данном случае уповают на чудо, моментальное, без собственных усилий исцеление. Естественно, в случаях, когда утратил уверенность в себе умный и сильный, для преодоления невроза достаточно психодраматически открыть ему глаза: "Оцени, наконец, свои успехи, сравни себя с другими, встань перед зеркалом, оцени свою внешность, свои физические данные!". И если у зачарованного неверием в себя, но сильного откроются глаза, если вдохнуть в его душу мужество, он излечится от невроза. Но слабому - и другого пути нет - остается одно: упорной работой над собой совершить истинное чудо превращения "гадкого утенка" в "лебедя", действительно стать умным, сильным, ловким и умелым! И только тогда, когда "гадкий утенок" станет "лебедем", его следует поставить перед зеркалом и его невроз будет излечен.

Ребенка ведут по этому пути, ободряя его и укрепляя его способности, силы, обучая его всему, что знают и умеют его сверстники, и еще чему-то, что сверстники не знают и чего не умеют, преисполняя его гордостью и отвагой, уверенностью в себе, подготавливая его к равноправному, достойному общению со сверстниками. Если речь идет о ребенке, наличие и причины невроза осознают родители; они же должны и увести его от невроза.

Невроз как у мальчика, так и у девочки - свидетельство дефицита мужественности как духовной категории. Мужественность и оптимизм, воспитываемые в ребенке примером жизни родителей, их поступками, - лучшая профилактика невроза для сына и дочери. Невроз как болезнь воспитания и лечится более всего воспитанием или, вернее, перевоспитанием.

Резюмируя проблему невроза, проблему его профилактики, излечения, скажем: невроза не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности! Ребенок должен любить себя, в нем естественна струя эгоизма, но не такого, когда он равнодушен ко всем вокруг себя, когда все мысли и чаяния только о себе, когда интересует только одно: а что это даст мне? Тот, кто интересуется всем вокруг себя, кто любознателен, кто чувствует чужую боль, кто искренне сочувствует чужой боли, кто любит и бережет природу, кто оптимистичен, способен любить других так же, как себя, - невроза не имеет, как не имеет он и предневроза! 

И устранить невроз можно только одним путем: устранить чувство несостоятельности, вооружив ребенка знаниями, умениями, навыками, здоровьем, силой, ловкостью, способностью достойно защитить свое достоинство, воспитав его действительно "лебедем". Воспитать ребенка "альтруистичным", действительно "лебедем", имеющим все основания уважать себя и гордиться собой, имеющим все основания оптимистично смотреть на жизнь, не бояться ее, какие бы трудности ни уготовила она, можно лишь, если родители сами изначально таковы или, породив ребенка, стремятся стать таковыми. Ибо слова сильны только в единении с правдой и деяниями.


 Нравится  
 


Источник: http://adalin.mospsy.ru
Категория: Здоровье малыша | Добавил: melpomenaa (22.11.2009) | Автор: В.И. Гарбузов
Просмотров: 6573 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СОВЕТУЕМ !!!
монтаж натяжных потолков

"Монтаж 
одноуровнего и двухуровнего натяжного потолка":- это
практическая информация полного цикла услуг, по монтажу натяжных
потолков записанная на DVD диске!

подробнее


СОВЕТУЕМ !!!
расчеты по машинному вязанию

УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАСЧЕТОВ ДЛЯ МАШИННОГО ВЯЗАНИЯ 

подробнее


СОВЕТУЕМ!!!


Мы Вконтакте !!!


ЭТО ИНТЕРЕСНО

ПРОСЬБА !!!

Уважаемые пользователи и гости сайта,если вы нашли битую ссылку на сайте, сообщите об этом администрации сайта (кликнув на картинку и заполнив форму обратной связи)и мы сразу же устраним этот недостаток.СПАСИБО!!!


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ. МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ. МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.
Copyright MyCorp © 2017. При полной или частичной перепечатке материалов, активная ссылка на сайт http://ideal-family.ru обязательна.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz